Переносные пандусы
Пандусы временного использования. Установка и демонтаж не требуют времени. Их хорошо использовать при преодолении небольших и временных преград инвалидом-колясочником. Среди переносных пандусов выделяют: подставные, перекатные, рампы (аппарель).
Перекатные пандусы для инвалидов с нарушенной опорно-двигательной системой – это идеальное решение для преодоления порогов.
Конструкция этого регулируемого пандуса создаст условия для передвижения между разными по высоте плоскостями.
Эти пандусы имеют простую конструкцию, но в тоже время выполняют свою главную функцию организации «доступной среды».
Рампы применяют для преодоления высоких препятствий и в случае, если автомобиль не оборудован специальными подъемниками для инвалидной коляски.
Ненормативные изделия
К сожалению, установить конструкцию, которая отвечает всем вышеперечисленным требованиям, удаётся не всегда. Причин для этого может быть множество, например:
- ремонт крыльца или здания;
- нехватка свободного пространства;
- наличие преград на пути движения и т.д.
Пандус для инвалидов не соответствующий нормативным требованиям.
По этим и другим причинам, установка обычной модели может оказаться невозможной. Чтобы исправить ситуацию, иногда устанавливаются ненормативные конструкции. Конечно, они могут не отвечать многим требованиям, но зато дают возможность инвалидам попасть в здание.
Отсутствие поручней делает пандус не пригодным к эксплуатации.
То, что изделия могут не соответствовать некоторым нормам, не означает, что можно делать наклон в 40° или забывать про ограждения. При проектировании, необходимо учитывать следующие моменты:
- минимальная ширина — 85-90 см;
- обязательное наличие поручней и ограждений;
- допустимый наклон — 15%, максимальное значение — 18% (разрешено только в крайних случаях, при невозможности сделать меньший наклон);
- максимальная длина пролёта при большем значении уклона — 7 м.
Ширина конструкции пандуса, проектируется с учетом ширины инвалидных колясок.
Основные характеристики пандуса
Существует ряд документов, которые определяют, какими должны быть пандусы для инвалидов:
- нормы СНиП 35-01-2001 устанавливают требования к доступности зданий маломобильным группам населения, регламентируют размеры и углы наклона пандусов;
- положения СП 59.13330.2012 пришли на смену вышеуказанному СНиПу (с начала 2013 года он признан недействительным);
- содержание ГОСТ Р 51261-99 определяет форму и размер поручней и ограждений, которыми должен быть оборудован стационарный элемент.
Правила установки и размеры
Пандус для инвалидов должен располагаться на любом участке местности, предполагающем подъем на некую высоту или спуск с нее. К таким участкам относятся не только входные группы зданий, но и спуски в подземные переходы и метро, тротуары с перепадами высоты и т. д.
К размерам конструкции предъявляются следующие требования:
- общая длина – не более 3,6 метров;
- длина одного пролета – не более 900 см;
- на каждые 800 см длины конструкции должна приходиться горизонтальная площадка для отдыха;
- высота пролета – до 80 см;
- минимальная ширина конструкции – 90 см;
- ширина пролета при одностороннем движении – не менее 1 метра;
- ширина пролета при двустороннем движении – не менее 1,8 метра.
Двухколейные варианты подъемников нормативы разрешают устанавливать только в местах индивидуального пользования. В общественных зонах пролеты конструкции должны иметь сплошное покрытие. На пандусах с односторонним движением допускается монтаж ступенек в середине полотна, чтобы облегчить проход лицу, сопровождающему инвалида.
Поручни и перила
Для удобства передвижения и снижения вероятности травматизма металлические поручни должны с обеих сторон ограждать пандус для инвалидов. Их размеры (требования ГОСТ Р 51261-99) должны быть такими:
- диаметр – от 3 до 5 см;
- высота – 70 см (нижний поручень) и 90 см (верхние перила);
- минимальное расстояние от стен – 4,5 см (гладкая стена) и 6 см (неровная поверхность).
Окончание поручней и перил должно иметь округлую форму. Ограждающие конструкции должны выступать за длину наклонной части изделия в его начале и окончании на расстояние 27 – 33 см.
Угол наклона
Уклон пандуса для инвалидов рассчитывается для каждой конструкции индивидуально. Расчет ведется на основании таких параметров, как длина изделия, его опорной поверхности и высота.
При этом следует соблюдать установленные нормативы уклона:
- для пролетов высотой 80 см максимальный угол наклона составляет 2,86 градуса;
- марши высотой до 20 см должны располагаться под уклоном не более 5,71 градуса;
- для временных конструкций ограничение по уклону составляет 4,76 градуса.
Рассчитать уклон для конкретной конструкции можно с помощью одного из интернет-калькуляторов. Полученные значения необходимо соблюдать, иначе конструкция не пройдет согласование в комитете по защите прав инвалидов.
Бортики и горизонтальные площадки
Пандусы для инвалидов (согласно действующим нормам) в общественных зданиях должны помимо перил оснащаться бортиками для повышения безопасности передвижения. Высота этих конструкционных элементов должна составлять не менее 5 см. От них можно отказаться, если подъемник огражден сплошными перилами или идет вдоль глухой стены.
В начале и при окончании конструкции подъемника должны быть оборудованы горизонтальные площадки размерами 1,5 на 1,5 метра. Такие же площадки должны находиться между пролетами пандуса (если их больше одного) как при прямом движении, так и на поворотах.
Установка пандусов для маломобильных групп
Первое на что стоит обратить внимание при установки пандуса — это его уклон. Уклон является важнейшей характеристикой во время установки, если во время установки пандуса допустить ошибку либо уход от нормы — использование такого пандуса буден не безопасно для самого инвалида
Нормативные акты, которые регламентируют угол наклона СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» — актуализированная версия СНиП 35-01-2001, документ введен в действие 01.01.2013..
В акте точно сказано, что нормативный угол наклона для пандусов и колясок должен быть 1:20 в процентном отношение это 5 процентов или примерно 2,86 градуса. Также допускаются некоторые расхождение так: До 1:12 т.е 8% или 4,76 градуса — для возведение временных сооружений и объектов производственной инфраструктуры, обязательным условием возведение является горизонтальная площадка не менее 0,5 метров, в купе с соотношением одного марша пандуса не более 6 метров. до 1:10 т.е 10% или 5,71 градуса — при минимальных перепадов высот менее 0,2 метра.
Виды пандусов
По конструкции пологие спуски для передвижения инвалидов на колясках можно поделить на постоянные и временные системы.
При постоянном использовании пандуса будет практичной стационарная рампа, которую желательно продумать еще при разработке проекта самого здания. Пандус обычно устраивается при центральном входе здания и может монтироваться с одним либо с несколькими пролетами. Выполняется из металла, дерева, бетона или кирпича.
Откидные системы
Монтируются на коротких лестничных маршах или узких лестницах при входе в здание. Достоинство данной системы заключается в удобстве ее использования, так как конструкция откидывается на ступеньки только для проезда инвалидной или детской коляски. В остальное время она поднимается и фиксируется вертикально к стене, не мешая проходу остальных людей.
Сама конструкция состоит из двух соединенных между собой направляющих из уголков, швеллера или одной цельной платформы. Согласно ГОСТу, для изготовления таких изделий используется легкий дюралюминиевый сплав или тонколистовая прокатная сталь.
Съемные модели
Устанавливаются при необходимости, когда требуется обеспечить проезд коляски с инвалидом по лестнице, перевезти ее через высокий порог либо бордюр. В этот вид пандусов входит три вида:
- Раздвижные системы. Используются для спуска и подъема людей, передвигающихся на колясках. Данные телескопические устройства являются универсальными, их можно укладывать на лестничные марши любой длины. По сути — это лучшее решение там, где стационарную рампу установить невозможно или нерационально.
- Специальные небольшого размера пандусы для переезда инвалидной коляски через высокий порог или выезд с дороги на тротуар через бордюр. Изготавливаются из легких материалов и могут без труда, при наличии специального приспособления, устанавливаться самим инвалидом.
- Ролл-пандус. По принципу работы этот вид рампы практически не отличается от телескопической выдвижной модели, кроме способа складывания для транспортировки. Он просто скручивается в виде обычного коврика, занимая при этом мало места.
Стационарные спуски
Практически капитальные пандусы для передвижения инвалидных колясок вверх или вниз могут изготавливаться из бетонных блоков, кирпича или металла. Они имеют ровную, с определенным уклоном, поверхность, которая соответствует специально разработанным нормативам ГОСТа и СНиПа. Эти конструкции могут капитально монтироваться уже при перепаде двух горизонтальных площадок по высоте, превышающей 20 см. Если же перепад высоты меньше 20 см, устраивается простой перекатный мостик.
Для съезда с высокой площадки, для которой по нормативам угла наклона предусматривается длинный спуск, устраиваются промежуточные площадки. При этом внешняя сторона спусковых дорожек совместно с площадками закрывается двухуровневым ограждением с перилами и отбойным бортиком.
Как исключение, при невозможности монтажа наклонной дорожки для подъема или съезда, ГОСТ предусматривает установку винтового варианта подъема/спуска коляски для перемещения инвалида. По действующим нормативам винтовая конструкция должна монтироваться шириной не меньше 2 метров.
Виды конструкций
Под пандусом подразумевается наклонная поверхность, предназначенная для перемещения людей с ограниченными способностями. В большинстве случаев конструкция имеет прямую траекторию подъема, гораздо реже встречаются винтовые экземпляры. Существуют две группы сооружений для вертикального перемещения инвалидов – съемные и несъемные. Последние, в свою очередь, подразделяются на стационарные и откидные.
Стационарный пандус для инвалидов обустраивается на входе в здания и прочие места общественного пользования (спуски в метро и переходы). Откидные модели чаще находятся в подъездах жилых домов, где отсутствует возможность установить стационарный пологий спуск для инвалидов.
Съемные пандусы не зафиксированы в одном месте, их монтаж осуществляется на временной основе по мере необходимости. После завершения эксплуатации съемные конструкции убираются в хранилище. Различают следующие типы съемных пандусов:
- Телескопические (раздвижные) модели. Длина универсальной конструкции легко регулируется.
- Основное предназначение рампы – преодоление инвалидом на коляске бордюр и порогов. Благодаря своей компактности они легко транспортируются.
- Ролл-пандус состоит из съемных секций, позволяющих изменять длину конструкции. В собранном положении он напоминает скрученный коврик. Использование в производстве изделия авиационного алюминия обеспечивает конструкции прочность и легкость.
Прежде чем приступать к обустройству пандуса, необходимо внимательно ознакомиться с требованиями, которые оговорены в СНиП и ГОСТ.
Определение угла наклона
Правильный уклон пандуса – один из ключевых моментов обустройства удобного сооружения для инвалидов. Так как определение уклона в нормативных требованиях представлено различными способами, рассмотрим их подробнее:
- Уклон 1:12 свидетельствует о необходимости соблюдения следующей пропорции: горизонтальная проекция конструкции должна в 12 раз превышать высоту одного марша объекта. То есть для обеспечения передвижения инвалида на высоту 0,4 м, расстояние между началом и концом подъема должно составлять 0,4х12=4,8 м. Такие показатели изложены в СНиП 2001 г.
- При необходимости соблюдений требований СП от 2012 г, когда максимальный уклон выражается в пропорции 1:20, расчет производится следующим образом: 0,4х20=8 м. Причем это расстояние не учитывает размеры подъездных площадок для инвалидов в колясках.
- Уклон пандуса, выраженный в процентах, также определяет часть высоты конструкции от ее горизонтальной проекции. Норма 1:20 не что иное, как 5% уклона, соотношение 1:12 – это конструкция для инвалидов с уклоном 8%.
- Крайне редко угол уклона пандуса выражается в градусах ввиду непрактичности способа.
Несмотря на жесткие требования строительных правил, иногда разрешается нестандартный наклон. Он приемлем в следующих ситуациях:
- В случае временного обустройства пандуса (при ремонте или реконструкции здания), если его высота не превышает 0,5 м, а промежуток между площадками не более 6 м, уклон может быть 8% или 1:12, что эквивалентно 4,8о.
- Если высота сооружения не достигает 0,2 м, уклон допустим в пропорции 1:10, что составляет 10% или 5,7о.
Обобщение изложенных требований наглядно представлено в следующей таблице:
Внимание! Любая лестница обладает большим уклоном, нежели прописано в СНИП. Поэтому оборудовать пандус для инвалидов, когда угол наклона составляет 30-40о бессмысленно, его эксплуатация становится практически невозможной
Как рассчитать пандус?
Пандус, а именно его угол наклона упоминается в нескольких документах, где на самом деле есть некоторые расхождения, эти документы СНиП 35-01-2001 (это нормы по строительству) и СП 59.13330.2012 (это пожарозащитные системы). Так вот в строительных прописано — 4,76 градуса, т.е. 8%, которое происходит при соотношении в 1:12, а вот противопожарные гласят, что надо 2,86 градуса, т.е. 5%, которое происходит при соотношении 1:20.
Но эти нормы уже разъяснили в изменениях к СП 59.13330.2012, там сказано, что можно строить в пределах от 1:20 (2,86 градуса) до 1:12 (4,76 градуса).
Конечно более удобными будут — 2,86 градуса!
Кстати один маршрут недопустимо делать длиной более 8 метров, это тоже надо запомнить!
Теперь о расчёте:
Формула не сложная, а обычная геометрическая:
В начале (перед расчётами) надо изучить документ СП 59.13330.2012, это актуализированная редакция СНиПа 35-01-2001 (доступность сооружений и зданий для малобильных групп населения).
В этом документе чётко прописан и угол уклона с учётом длины пандуса и в целом в подробностях, методики расчёта, ибо и пандусы разные и материал изготовления пандусов разный.
При расчётах необходимо учитывать не только угол уклона пандуса и его длину, но и перепад по высоте.
Угол уклона чётко регламентирован, тут рассчитывать не чего.
В СП есть следующие цифры:
1:20 (2,86-ь градусов), это означает что при перепаде высот в метр длина пандуса должна быть 20-ь метров и угол уклона 2,86 градусов, при высоте в пол метра, длина 10-ь метров и.т.д.
1:12 (8%) то есть при перепаде высоты в метр, длина пандуса должна быть 12-ь метров, а при высоте в пол метра, длина пандуса не менее 6-и метров и.т.д.
Угол уклона пандуса будет равен 4,8-ь градусам.
Вот, собственно от этих нормативов и отталкиваются при расчётах.
Угол уклона можно рассчитать и вот по этой формуле, ни чего сложного.
Пандус в общем понимании- это констукция, для подъема маломобильных групп населения (инвалиды, детские коляски). К устройству таких конструкций предъявляются различные требования (наличие поручней, промежуточных площадок, рассчетная нагрузка), среди которых и такой показатель, как угол наклона.
Найти требования к углу наклона можно в СНиП 35-01-2001 “ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ” или Свод правил СП 59.13330.2012 “Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения”.
Расчет пандуса можно произвести по формуле: наклон пандуса = H / L, где: H — перепад высот, который необходимо оборудовать пандусом, а L — длина горизонтальной проекции наклонного участка пандуса
В зависимости от высоты подъема и назначения могут приниматься различные соотношения (пропорции) между перепадом высот и длиной проекции:
Зная значение перепада высоты, очень легко (теорема Пифагора) определить длину пандуса.
Для расчетов пандусов для инвалидов Вам следует обратится к документу который носит название СНиП 35-01-2001 и СП 59.13330.2012. Но в этих документ имеются разночтения, так в СНиП 35-01-2001 допустимый уклон пандуса составляет 1:12 (или 8%), в то время как по СП 59.13330.2012 — он равен 1:20 (или 5%). Исходя из того, что СНиП 35-01-2001 является национальным стандартом, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1047-р, следует также учесть, если заказчиком не выдвигаются требования на проект пандуса по СП 59.13330.2012, то можно предлагать клиентам проектирование и изготовление пандусов по нормативам, обозначенным в СНиП 35-01-2001, т.е.:
допустимый уклон пандуса — 1:12 (или 8%, или 4,76 градуса).
Расчеты на уклон пандуса проводим с помощью формулы: наклон пандуса = H / L, где: H — перепад высот, который необходимо оборудовать пандусом, а L — длина горизонтальной проекции наклонного участка пандуса.
Для автомобильных пандусов разрешены следующие параметры: оптимальный уклон пандуса для автомобилей принято считать в 15%, а максимально допустимым 25%. Причем в закрытых помещениях не более 16%, а при размещении снаружи зданий, в местах подверженных атмосферным влияниям угол наклона не должен превышать 10%.
в избранное ссылка отблагодарить
Перила и поручни
Для обеспечения безопасности передвижения инвалидов, пандусы оборудуют перилами. Требования, изложенные в нормативной документации, обязывают устанавливать перила по обеим сторонам марша, предназначенного для инвалидов. А если конструкция предполагает движение маломобильных групп населения одновременно в обе стороны, то перила необходимы еще и вдоль средней линии марша. Однако если угол наклона пандусной поверхности не превышает 5%, то наличие перил не является обязательным.
При двустороннем движении, средняя линия марша пандуса оборудуется перилами
Рекомендуется двойной уровень высоты поручней. Первый уровень – 70 см. Если предполагается движение детей-инвалидов, то он снижается до 50 см. Второй уровень – 90 см. Допускается выбирать значения из диапазона 85–92 см. Это так же регламентировано СП (СНиП).
Двойной поручень пандуса
Если ориентироваться на ГОСТ Р 51261-99, то установка поручней должна производиться при наличии одного из следующих условий:
высота подъема равна или превышает 150 мм;
горизонтальная проекция наклонной поверхности равна или превышает 1800 мм.
Наклонная поверхность пандуса
Кроме того, ГОСТом немного иначе определен первый уровень высоты поручней: 700–750 мм.
Завершающие части поручней, выходящие за пределы наклонного участка, должны быть не короче 30 см (допускаются размеры в диапазоне от 27 до 33 см) и не иметь острых краев, заусенцев во избежание травм.
На поручне пандуса должны отсутствовать острые края
Дополнительные требования к поручням:
- параллельность друг другу;
- непрерывность их поверхности по всей длине;
- округлое сечение 4–6 см;
- расстояние от гладких стен – 4,5 см, от шероховатых – 6 см.
Поручни – это важно
Важным конструктивным элементом пандусов являются поручни. Они позволяют группам населения с проблемами опорно-двигательного аппарата перемещаться без посторонней помощи, в отличие от устройств доступности, где поручни не предусмотрены, и инвалиду нужна поддержка окружающих. Наиболее популярны поручни из нержавеющей стали.
Требования к поручням:
- необходимо выбирать для их изготовления надежные, безопасные и износостойкие материалы, которые способны сохранять свои технические характеристики долгие время;
- поверхность должна быть гладкой, без дефектов и изъянов по всей длине поручня;
- покрытие опорных изделий должно иметь высокие антикоррозийные характеристики, особенно в условиях открытого пространства;.
- использовать оптимальную форму поручня, позволяющую с максимальными удобствами перемещаться по лестничному пролету в инвалидном кресле и не создающую помех для мобильных граждан;
- сформировать на торцах закругления, направив край поручня в сторону, противоположную от инвалида, если есть возможность – торец рекомендуют прочно зафиксировать в стене или сделать упор на стойку;
- исключить острые углы, выступающие детали, которые могут поранить пешехода или зацепить его сумку или одежду;
- подобрать подходящее сечение поручня (D=30-60 мм, круг или овал), обеспечивающее плотный, надежный обхват;
- поручни должны выступали за пределы лестничного марша на 30 см.
Преимущества автомобильных пандусов из металлоконструкций.
К производству этих металлоконструкций предъявляются повышенные требования для обеспечения высокой надежностью и безопасной эксплуатации. Главными требованиями является ширина и угол наклона конструкции. Как правило, уклон автомобильных пандусов находится в пределах 5-8%, при этом длина одного пролета не может превышать 10 м. В противном случае необходимо оборудовать специальную промежуточную площадку, основным назначением которой является разделение пролетов на части.
Ширина пандусов зависит от того, какое движение (одностороннее или двухстороннее), а также следует устанавливать бортики по внешним краям. К главным преимуществам автомобильных пандусов относится их надежность, безопасное и простое применение, прочность и долговечность, а также простая установка и демонтаж металлоконструкции.
/ Въездные рампы (аппарели)
Въездные погрузочные аппарели (рампы) применяются для проведения погрузочно-разгрузочных работ прямо с поверхности земли в кузов грузовика. Наша фирма предлагает алюминиевые рампы для оперативной загрузки или разгрузки грузовых машин, железнодорожных вагонов и прицепов. С их помощью работы становятся быстрыми, максимально автоматизированными и малозатратными. Наши погрузочные системы избавят Вас от необходимости приобретать заездной пандус, крановое оборудование или погрузочную эстакаду.
Такая непростая задача, как погрузка спецтехники существенно упрощается с этими легкими, но прочными конструкциями. Мы предлагаем широкую гамму погрузочной техники для загрузки и разгрузки. Это аппарели длиной до 5 метров для техники на колесах, на резиновых и стальных гусеницах, массой от 200 до 28 000 кг.
Технические требования
Создание любой конструкции подразумевает разработку проекта. Для изготовления качественного пандуса потребуется сделать его таким, чтобы он соответствовал основным требованиям. Чертеж такой конструкции обычно подчиняется определенным нормам. Требования к пандусам освещены в ГОСТе Р51261-99. Такие изделия должны соответствовать следующим нормативам:
- Максимальным является угол наклона не более 8%. Этот показатель следует высчитывать при делении высоты проема на длину горизонтальной проекции конструкции.
- Рельсовые направляющие следует располагать на таком расстоянии, чтобы коляски и инвалидные кресла можно было свободно перемещать.
- В случае с односторонним движением ширина конструкции не должна быть меньше 90 см. при оборудовании двустороннего пандуса этот показатель увеличивается до 180 см.
- Ограждающие элементы конструкции следует устанавливать при высоте подъема более 15 см. Их необходимо монтировать и в случае с длиной пролета более полутора метров. Максимальная высота поручней должна составлять 80 см. поручни для взрослых оборудуются двухярусного типа. Первый ярус должен располагаться на уровне 60 см.
- Учитывая, что к пандусам предъявляют определенные требования, соответствующие нормативы закреплены в документации.
Такие требования стоит учитывать при оборудовании пандусов для инвалидов. Эти нормы установлены законодательно, поэтому в случае их нарушения могут последовать серьезные взыскания.
Рекомендуемые записи
Как залить крыльцо из бетона полукругом своими руками Навесы и козырьки над крыльцом дома + фото
Резиновая плитка на крыльцо
Как сделать перила для крыльца своими руками
Как сделать своими руками металлическую лестницу
Комментарии
- На какие ГОСТы Вы ссылаетесь при устройстве пандуса? Например гост р 51261 99 давно отменён. СНиПы какие? Или СП
Павел Николаевич17.06.2019 в 07:14
Ответить
Особенности в устройстве и применении пандусов
Прежде всего, встречающиеся иногда двухколейные конструкции из двух швеллеров пригодны только там, где ими пользуется один инвалид-колясочник. Почему? Расстояние между колеями в такой конструкции регламентирует соответствующий параметр по расположению колёс у инвалидной коляски. Колеи у разных колясок могут не совпадать,следовательно, подобная конструкция не может быть универсальной, она жёстко привязана к одному конкретному инвалиду-пользователю. Отсюда вывод: в местах , где требуется обеспечить свободный доступ любой инвалидной коляске, предпочтительно использование конструкций со сплошной наклонной плоскостью. Если же посередине необходимо разместить узкий проход из ступенек для лица, помогающего инвалиду-колясочнику, колеи должны быть достаточно широкими, ни в коем случае не из узких швеллеров.
Если подъём достаточно большой, например, пандусы состоят из нескольких секций и располагаются на лестничных маршах жилого дома, то на переходных площадках между отдельными секциями должно быть достаточно места для разворота коляски.
Наклонная часть пандуса не должна начинаться сразу от входной двери квартиры. Должно быть достаточно места для того, чтобы инвалид сумел выкатить коляску из квартиры, закрыть входную дверь и продолжить движение.
При необходимости можно применять нестандартные пандусы и устройства с особой конструкцией, если нет возможности обойтись без них. Но в любом случае при их проектировании следует учитывать вопросы безопасности и комфорта для инвалида-колясочника
Например, иногда может потребоваться помощь здорового человека для преодоления затруднений, связанных с отклонением параметров пандуса от стандартных требований.
Важно помнить, что для установки пандуса не требуется согласие соседей по подъезду. Каждый инвалид, пользующийся коляской, имеет право на безопасную и доступную среду проживания.
Наличие рекламных щитов и припаркованных автомобилей, перекрывающих доступ инвалидам к пандусу, является грубым нарушением прав людей с ограниченными возможностями.
Основные требования к пандусам
Как было сказано выше, пандусы для инвалидов должны соответствовать множеству требований. Основные из них – это размеры конструкции, угол наклона, а также форма и высота ограждений.
Габариты
Длина и высота конструкции – взаимосвязанные величины. Чем выше устройство, тем больше будет длина. Единственное постоянное значение – ширина, которая должна быть неизменной на протяжении всего устройства. Согласно СП 59.13330.2012, пандусы должны иметь следующие параметры:
- максимальная высота марша – 80 см;
- минимальная ширина винтового изделия (при полном повороте) – 200 см;
- минимальная ширина конструкции при одностороннем движении – 150 см, при двухстороннем – 180 см (оптимальное значение – 2 м);
- вдоль края должен располагаться бортик высотой не менее 5 см либо тонкая металлическая трубка на высоте 10-15 см;
- минимальная высота проёма (расстояние от пандуса до потолка) – 2 м;
- максимальная длина конструкции без оборудования площадкой – 10 м.
Также стоит о и «общей» ширины. Первый термин обозначает расстояние от одного борта наклонной площадки до другого. Общая же ширина – дистанция между выступающими поручнями конструкции. Поэтому при проектировании спуска, необходимо использовать «общую» ширину.
Расчёт уклона
Уклон – соотношение длины и ширины конструкции. Рассчитывается данный параметр по формуле: U=H/L, где H – высота, L – длина изделия. При этом получившаяся величина не должна превышать максимальный наклон, описанный в СП 59.13330.2012. Согласно данному документу, максимальные значения следующие:
- 1:20 (на 1 см высоты должно приходиться 20 см длины);
- 5% (максимальная высота на 100 см длины – 5 см, аналогично соотношению 1:20);
- 2,86О (указывается довольно редко из-за сложного расчёта).
Например, нужно установить конструкцию длиной 100 см между двумя точками, расположенными на высоте 0 и 10 см. Для расчёта наклона можно воспользоваться формулой: = 0,1 см. Другими словами, получатся значения: 1:10 = 10% = 1°, что вполне соответствует установленным требованиям.
В некоторых случаях допускается нестандартный наклон:
- 1:12 (8% или 4,8°) – для временных изделий (например, во время реконструкции или ремонта дома) высотой не более 50 см с расстоянием между площадками – не более 600 см;
- 1:10 (10% или 5,7°) – при высоте конструкции не более 20 см.
Стоит отметить, что лестницы имеют больший наклон, поэтому устанавливать на них пандус – бессмысленно. Во-первых – такая конструкция не будет соответствовать вышеописанным правилам. А во-вторых – взбираться по пандусу с углом в 30-40° будет невозможно.
Ограждения
Для повышения комфорта и ликвидации травматизма, конструкции для инвалидов должны оборудоваться металлическими поручнями. Согласно СП 59.13330.2012, перила должны устанавливаться на всех изделиях, высотой более 0,45 м. Кроме того, в документе указаны следующие требования к ограждениям:
- поручни изготавливаются из металла и устанавливаются с обеих сторон наклонной площадки;
- перила должны быть круглого сечения;
- диаметр поручня – 3-5 см (оптимальный размер – 4 см);
- минимальное расстояние от гладкой стены – 4,5 см, от неровной поверхности – 6 см;
- с каждой стороны необходимо установить как минимум 2 ограждения на разной высоте;
- нижний поручень должен быть на расстоянии 70 см, верхний – 90 см (допускается высота от 85 до 92 см);
- для детей ограждения следует устанавливать на высоте 50 см;
- поручни с внутренней стороны конструкции не должны прерываться на протяжении всей длины;
- в начале и конце пандуса поручни должны быть длиннее на 30 см (допускается диапазон в 3 см) и иметь закруглённую форму;
- расстояние между поручнями – 90-100 см;
- при ширине наклонной конструкции более 3 м также необходимо установить поручень посередине;
- начало и конец конструкции должны маркироваться предупредительными полосами;
- с внешней стороны пролёта необходимо нанести рельефное обозначение этажа.
Важные моменты
Помимо общих и основных требований СНиП и СП к наклонным конструкциям, также следует обратить внимание на следующие моменты:
- модели из металла – наиболее дешёвые, но надёжные и долговечные изделия;
- если пандус будет использоваться одним человеком (например, при въезде на лоджию на первом этаже), стоит учитывать параметры кресла-каталки (к примеру, высоту и толщину колёс, расстояние между ними и т.д.);
- чтобы предотвратить скольжение, на поверхности наклонной площадки следует установить противоскользящие накладки;
- установленная конструкция для инвалидов не должна мешать движению пешеходов или автомобильного транспорта;
- чтобы снизить уровень шума, на поверхности можно наклеить небольшую демпферную ленту.
Большой популярностью пользуются следующие виды пандусов для автомобильной и грузовой техники:
Пандусы для легковых автомобилей и микроавтобусов. Отличительная особенность такой конструкции – это ее грузоподъемность:
Пандусы для легковых авто и микроавтобусов, как правило имеют грузоподъемность до 2,5 тонн;
Стандартные пандусы. Такие конструкции отличаются грузоподъемностью на уровне 9 тонн. Они используются для грузовых авто, а также полуприцепов или прицепов;
Складывающиеся пандусы. В случае необходимости пандус может быть убран. Когда же потребуется его использование (выполнение погрузочно-разгрузочных работ и т.д.), развернуть этот элемент довольно просто и быстро.
Потребности людей
Многие не знают, для чего нормативными документами предусмотрена установка пандусов. Эти конструкции необходимы для людей с ограниченными возможностями. На этапе проектирования необходимо учесть, что: — помещения должны быть легкодоступными для всех людей, чтобы они имели возможность попасть в любое здание, дом или квартиру;
— нужно обеспечить для всех доступ к необходимому оборудованию и приборам (например, лифтам);
— на придомовой территории должны быть все необходимые системы.
При проектировании важно знать все нормы, которые регламентируют установку вспомогательных конструкций. Так, уклон пандуса должен быть от 8 до 10 %. В исключительных случаях разрешается, чтобы он был до 18 %
Но в жилых домах, которые оборудуют устройствами доступности, он может составлять и 50 %, если они находятся на лестничных пролетах внутри здания. Как правило, в них может быть расположен съемный или откидной металлический пандус
В исключительных случаях разрешается, чтобы он был до 18 %. Но в жилых домах, которые оборудуют устройствами доступности, он может составлять и 50 %, если они находятся на лестничных пролетах внутри здания. Как правило, в них может быть расположен съемный или откидной металлический пандус.
Отдельно стоит отметить, что дома и здания допускается оборудовать не только пандусами, устройство которых регламентируется специальными правилами. Для обеспечения доступной среды вполне подходят рампы или аппарели. А вот швеллеры для инвалидов-колясочников, как показывает практика, являются бесполезными.