Сталинский ампир в дизайне интерьера

Особенности стиля ампир в интерьере

Ампир традиционно используется в интерьере для парадного оформления просторных залов, а также кабинетов, гостиных и столовых комнат. В нем искусно сочетаются мотивы величественных древних цивилизаций Египта, Греции и Римской империи, а также присутствуют отдельные черты строгого классицизма.

И все же ампир не так уж сложно отличить от других стилей по характерным особенностям, в том числе:

  • Центрической (лучевой) композиции пространства помещения.
  • Богатому резному орнаменту мебели, изготовленной из древесины ценных пород.
  • Обилию тяжелой драпировки окон с использованием плотных дорогих тканей.
  • Большому количеству разнообразных предметов декора из бронзы и серебра.
  • Украшению стен габаритными картинами на историческую тематику и зеркалами в дорогих резных рамах.
  • Отделке стен и потолка лепниной или орнаментами с витиеватыми узорами.
  • Присутствию в обстановке помещений монументальных колонн и пилястров.

Принадлежность интерьера к стилю ампир также можно легко определить по наличию в оформлении помещения большого количества предметов военной атрибутики:

  • щитов;
  • доспехов;
  • холодного и огнестрельного оружия.

Важную роль в интерьере играют объемные произведения изобразительного искусства — скульптуры и бюсты, изготовленные из бронзы или натурального камня. Основным источником света в темное время суток в помещении обычно служит массивная люстра. Кроме нее, для освещения используются металлические напольные торшеры, настенные бра и настольные канделябры.

В цветовой палитре комнат преобладают светлые и золотые оттенки, которые максимально подчеркивают торжество роскоши. Красные и синие цвета выполняют вспомогательную функцию — выделяют на общем фоне важные второстепенные детали обстановки.

Потолки имеют прямую либо куполообразную форму. Их чаще всего окрашивают в белый цвет и украшают золотой лепниной. Большой популярностью также пользуются искусные росписи на историческую, религиозную или мифологическую тематику. Идеальным вариантом напольного покрытия по праву считается лакированный художественный паркет со сложным орнаментом. Реже встречаются полы, изготовленные из натурального мрамора.

Цветовое решение дизайна интерьера

  1. Белый цвет является преимущественным в стиле ампира. Роль его заключается в создании нарядной праздничной обстановки. Белым цветом оформляют потолки и пол, с дополнением различных узоров. Шторы на окнах также присутствуют белые, как правило, для парадных комнат.
  2. Темно — красный цвет, вишнёвый, винно — красный также используются в ампире. Зачастую такие цвета присутствуют в предметах мебели, ковровых покрытиях, гардинах. Цвет символизирует элегантность, высокий статус и величие хозяина дома.
  3. Цвет золота присутствует в интерьере во многом количестве, сочетается практически со всеми дополнительными оттенками. Чаще всего он используется сочетаясь с белым, при оформлении узоров на стенах, зеркальных рам, также могут присутствовать позолоченные аксессуары в большом количестве. Это подчёркивает богатство, а также власть хозяина.
  4. Холодный синий цвет практически всегда сочетается с позолотой, такой тандем использовали для будуаров, а также комнат для приёма гостей.
  5. Слоновая кость используется для спальных комнат, предметов мебели и декора.

Интерьер в стиле сталинский ампир

В эпоху Сталина интерьерный дизайн приобрёл особые черты монументализма, величественности, роскоши, помпезности. Барокко, ампир наполеоновского периода, поздний классицизм, ар-деко и даже неоготика – элементы этих стилей слились в новое направление, получившее неформальное название сталинский ампир.

Это явление неоднозначное, громко заявившее о себе в 40-х годах и официально прекратившее своё существование в 1955 году – 4 ноября ЦК КПСС постановил устранить излишества в проектировании и строительстве. С этого момента сталинский ампир сменяется минимализмом, призванным удешевить производство всех элементов декора и сделать их доступными для общества.

Однако остаётся по-прежнему популярной обстановка классических «бабушкиных» квартир сталинского периода. В них сохранятся атмосфера спокойствия и уравновешенности, размеренного течения времени. Для воссоздания стиля 40-50-х годов в интерьере комнаты придерживаются основных принципов:

  • наличие высоких потолков, окон, эркеров;
  • украшение потолка лепниной, поточными карнизами, розетками под люстры;
  • на полу – паркет «ёлочкой»;
  • применение принципа анфилады за счёт осевой композиции и симметрии;
  • изготовление плинтусов и резных наличников из массива дуба;
  • белые межкомнатные двери частично или полностью остеклены;
  • люстры и бра – хрустальные;
  • множество картин и книг.

В оформлении применяется контрастная цветовая гамма: на светлом фоне стен и дверей – тёмная мебель. Она выглядит торжественно и величественно благодаря строгости, массивности и солидным габаритам. Это достигается за счёт использования дорогой натуральной древесины (красное дерево, орех). Применяется цельный массив, который украшается резьбой, изящными деталями, элементами с позолотой.

В современном оформлении пафосность стиля стараются приглушить, усиливая ощущение домашнего уюта. Смягчить торжественное звучание помогает стилизованная мебель, основное предназначение которой не официальные приёмы, а использование для жизни.

В современной гостиной эффектно смотрятся журнальные и обеденные дизайнерские столы:

  • Ren – обеденная модель с ножками из ореха или ясеня и круглой столешницей;
  • Anesio – с деревянной резной ногой из массива дуба;
  • Dallen – с изящной резьбой подстолья;
  • Paton – с точёными ножками;

Классический интерьер дома подчеркивает стол Rino – эксклюзивная ручная работа с креативными резными ножками-«лапами» из массива дуба.

Направления стиля

Как уже говорилось, интерьер в стиле ампир 19 века получил два основных направления, что обосновано активным развитием его в двух сильнейших империях: Российской и Французской.

Французский ампир

Французский ампир – это, можно сказать, классика. Цель создания стиля, в целом, до сих пор связана и с современным использованием подобного оформления.

Давайте подумаем, в каком случае помещение стоит сделать в стиле ампир:

Несложно догадаться, что наиболее удачными и подходящими вариантами станут: гостиная, зал для приемов, большой холл для торжественных мероприятий и приема дорогих гостей, элитные гостиничные номера, резиденции и так далее

То есть, актуально таким образом выделить те места, в которых стоит подчеркнуть монументальность внешнего вида, важность и торжественность какого-либо события. Так, в принципе, было и во Франции

Ампир – стиль имперский, предназначенный, в первую очередь, для выделения могущественности и величия власти

Он насаждался верхним слоям власти и никогда не был народным. Не зря на предметах декора, стенах, картинах часто изображали элементы имперской символики, военных достижений. Даже самыми распространенными оттенками являлись цвета, связанные с символом Франции – флагом. Зрелищность, великолепие – это одни из главных характеристик французского варианта стиля.

Русский ампир

Русский интерьер в стиле ампир имеет свою предысторию. А началось все еще при правлении предшественника Александра – Павла.

  • Он крайне отрицательно относился ко всему, что связано с Францией. Это в первую очередь было обосновано с экономической точки зрения: так можно было простимулировать производство отечественных товаров.
  • При всем этом, русские мебельщики активно искали пример для подражания, каковым стал парижанин Ж. Жакоб.
  • Как итог, «жакоб» русского происхождения, ставший именем нарицательным, впитав в себя элементы французского ампира, также был наделен своими индивидуальными чертами.
  • К ним стоит отнести большую простоту и герметичность форм, монументальность.
  • В то время в России впервые стали изготавливать изделия из таких дорогостоящих пород дерева, как красное и карельская береза.
  • Основное отличие, благодаря которому узнается русский ампир, это – особая архитектурность оформления.
  • С приходом к власти Александра I мало что изменилось, и ввоз предметов мебели извне по-прежнему не поощрялся. Но, при этом, влияние Франции не могло не отразиться, так как она все же диктовала моду.
  • Неудивительно то, что мебель российского изготовления отличалась от иностранной, ведь ее проектирование было поручено и отечественным архитекторам, таким как, например, Стасов и Воронихин. Они-то, в основном, и внесли эти высокоархитектурные черты.

Условно, такие предметы русского ампира можно разделить на 3 категории:

  1. дорогостоящие, из ценных пород дерева, предназначенные для имперских владений;
  2. предметы, оформляющие усадьбы были несколько скромнее;
  3. к середине 19 века ампир стал больше проникать в народ.

Разумеется, распространение он получил не среди категории крестьян, а среди помещиков, мелких чиновников и управителей. Но такое воплощение ампира в интерьере больше напоминало немецкий вариант противостояния данному стилю, о котором мы говорили выше (бидермайер).

Для более бюджетной мебели применялись соответствующие сорта древесины: липа, береза, например. При этом их зачастую окрашивали, имитируя ценные породы.

Из всего вышесказанного можно сделать разумный вывод: российские интерьеры в стиле ампир выделялись большей строгостью, простотой и архитектурностью.

Сталинский ампир

Интерьер «сталинский ампир» стоит выделить отдельно. Дело в том, что это не совсем тот ампир, о котором идет речь в данной статье. Стиль содержит элементы также: неоготики, барокко, арт-деко.

Проще говоря, направление, впитавшее в себя характерные черты некоторых ведущих стилей Западной Европы, процветавшие в период, начиная от позднего средневековья и заканчивая эпохой Просвещения. Интерьер в стиле «сталинский ампир» отражает все многообразие эклектики 1930-1950-х годов.

Возможно, многие знают или даже помнят, насколько престижно было жить в сталинских квартирах. Да и сейчас цена на них не только не упала, а, скорее возросла.

  • Высокие потолки;
  • Большие окна;
  • Лепнина;
  • Просторные комнаты в количестве 4-5-ти;
  • Паркет.

Все это – признаки жилища обсуждаемого типа. Рассмотрим фото и познакомимся с архитектурными и интерьерными традициями сталинского ампира.

Видео в этой статье: «Интерьер квартиры в стиле сталинский ампир», расскажет об оформлении в нём жилых помещений.

Характерные черты стиля

Стандартная квартира-«сталинка» состоит из трех-пяти, реже двух или шести-семи отдельных комнат, кухни, площадью семь-пятнадцать метров квадратных, огромной гостиной, просторной прихожей. Однокомнатные строились крайне редко, а в «трешках» две комнаты иногда были смежными. Все помещения имеют потолки, высотой более трех метров, вытянутые по вертикали окна, выходящие на одну-две стороны, кое-где есть эркеры. Обычно такое жилье располагается в «историческом» центре крупного города – вид из окон открывается соответствующий.

Квартирный дизайн времен Сталина соединил в себе отдельные черты барокко и наполеоновского ампира, неоготики и арт-деко, классицизма и современности. Толстые стены домов данной эпохи выполнялись из красного или белого кирпича, других негорючих материалов, а сами здания имели не менее двух этажей, обилие лепнины, настоящие колонны. Двери здесь также довольно высокие, часто – двустворчатые, стены украшены профильными карнизами, а широкие «парадные» лестницы – ковровыми дорожками.

По-другому «сталинки» назывались «полнометражными квартирами» или «полногабаритными в домах 50-х годов». Роскошно и масштабно оформлялись не только жилые дома, но и театры, ведомственные постройки, станции метро, спортивные сооружения, университеты. Здания городов группировались в целые ансамбли, тогдашние архитекторы старались использовать все достижения строительства, изобразительного искусства. Повсеместно действовал принцип – «чем больше, тем лучше», гигантомания и оптимизм.

Сталинский ампир в архитектуре

Первоначально новый стиль нашел свое отражения в архтектуре. Решение о необходимости создания нового стиля было сформулировано на всесоюзном собрании советских архитекторов, которое прошло в 1934 году. Конечно, сталинский ампир должен был реализовывать вполне конкретные цели: воплощать веру в светлое будущее, основные передовые идеи и успехи и достижения коммунизма. Идеологическая составляющая наложила свой отпечаток и на внешние проявления стиля сталинский ампир в архитектуре.

Все постройки в этом стиле отличаются монументальностью и основательностью, часто по принципу «чем больше и монументальней, тем лучше». Это должно было свидетельствовать об единстве и крепости народа. Для отражения в архитектуре побед и достижения эпохи широкого использовалась соответствующая символика: лепнина в виде лавровых венков, львов, символы советской власти, инкрустация дат важных событий. Кроме того, очень широко использовался прием архитектурного ордера с идеологически правильными скульптурами: это могли быть рабочие, крестьяне, портреты лидеров народа, спортсмены, сцены из жизни, подчеркивающие советскую идеологию (в основном сцены промышленного и сельскохозяйственного производства).

Сталинский ампир часто еще наделяют и такой характеристикой, как гигантомания. Действительно, практически все сооружения в этом стиле массивны, отличаются большими размерами. Один из самых известных примеров – сталинские высотки в Москве, носящие в народе название «семь сестер». Их часто сравнивают с высотками Америки, но в тех, конечно, нет такой мощной идеологической составляющей. Фасалы московский зданий декорированы в соответствии со всеми требованиями нового архитектурного стиля: там присутствуют и скульптурные изображения, и мозаика, и башни, и классические ордера.

Надо сказать, что у сталинского ампира выделяют вполне характерные отличительные черты, которые мы сейчас и назовем:

  • Предпочтение ансамблевой застройке площадей и улиц (это было особенно видно и актуально в период восстановления городов после войны);
  • В стиле оформления зданий предполагалось сочетать все достижения архитектуры, скульптуры и живописи, гармонично связывая их между собой в единый ансамбль;
  • Мы уже упомянули про обязательное использование архитектурных ордеров;
  • Также не забудем про скульптурные и барельефные изображения с геральдической символикой (например, были очень популярны лавровые венки) и изображениями крестьян и рабочих, занятых трудом;
  • Общий настрой стиля, безусловно, — оптимизм;
  • Широко применяется бронза, мрамор, лакированное дерево, лепнина.

Говоря о сталинском ампире в архитектуре нельзя не упомянуть станции метро, которые были построены в то время и имеют вполне характерные отличительные черты. Обязательно присутствуют высочайшие потолки, простор, многочисленные украшения – это лепнина, часто с советской символикой (серп и молот, звезда, герб). Если вам интересно убедиться в этом лично, прокатитесь по станциям Сокольнической ветки метро в Москве.

Очень характерно и узнаваемо выглядят и другие здания в сталинском ампире. Например, он использовался при постройке театров в Новосибирске и Челябинске. Еще один очень характерный пример – это здание МГУ. Также яркими образцами стиля считают гостиницы «Украину» и «Ленинградскую».

Идейный вдохновитель


Ампир стал завершающей стадией классицизма , про который мы писали не так давно. После буржуазной революции Наполеон I пришел к власти и стал не только серьезной политической фигурой, но и объектом вдохновения для деятелей искусства. Его отвагу и доблесть они отражали в живописи и дизайне, экстерьере и интерьере, а каждый его поход, будь то итальянская или египетская кампания, нашел свое отражение в дизайне и архитектуре.

Превозносили воинскую славу императора в основном через символы, особые знаки и эмблематику. Например, часто использовались лавровые венки, факелы, орлы и трофеи. А мебель декорировали изображениями львов, кариатид

, сфинксов и различных мифических созданий, каждое из которых несло смысловую нагрузку. Так, львы и орлы обозначали силу, отвагу и смелость, а лебедь, напротив, – грацию и утонченность. У самого Наполеона был отличительный знак – пчела – самый старый символ независимости Франции. Именно этот символ вышивали золотыми нитками на предметах текстиля и размещали всюду, куда только падал глаз посетителей.

Выбор текстиля для оформления окон

Оконные драпировки выбираются плотные, тяжелые, создающие торжественную атмосферу. Они имеют несколько слоев, большое количество складок, бахрому, кисти. В спальне предпочтительны шторы-блэкаут, защищающие спящего от утреннего солнечного света, в кухне – более короткие, светлые. Дверные проемы декорируются такими же занавесками, что и окна, подвязываются золотистыми шнурами-подхватами. Ткани предпочтительны натуральные, однотонные, спокойных расцветок или резко контрастирующие с колером стен. Желательно, чтобы гардины сочетались по цвету с покрывалами, коврами, прочим комнатным текстилем.

При наличии нескольких окон на одной стене, их декорируют одной общей шторой, перекрывающей практически всю стенку полностью.

Роскошь, выведенная в абсолют

Стиль ампир в интерьере появился как ответ французской империи на зарождающуюся промышленную революцию в Европе. Любое помещение в этом стиле призвано подчеркнуть силу и богатство своего хозяина. Эта роскошь не просто впечатляла, а оглушала своей неординарностью и мощью.

Отсюда можно сделать один важный вывод – небольшие помещения не годятся для создания интерьера в стиле ампир. На малых площадях просто невозможно реализовать весь потенциал, заложенный в это дизайнерское течение. Ампир более применим для частных домов или коттеджей. Как вариант – для обширных кабинетов или приемных высокопоставленных государственных чиновников.

В отделке используют следующие материалы:

  • шелк;
  • бархат;
  • атлас;
  • шелковые обои;
  • венецианская штукатурка.

Современный ампир в интерьере не такой «тяжелый», как его классический аналог. Тем не менее, использование дешевых материалов недопустимо. Цветовая палитра помещения может быть любой – нужно только соблюдать правило однотонности. К примеру, для стен не следует выбирать слишком яркие рисунки.

Интерьерная мебель ампир

Каждая деталь мебели в стиле ампир преподносится со своими особенностями и тончайшим вкусом:

  1. Стулья в стиле ампир. Стулья создаются обычно с невысокими спинками в форме лиры, довольно часто встречаются боковины в форме античных фигур: лебедей, грифона, крыльев и т.д. Размер стульев такого стиля колеблется от 700 до 900 см в ширину, что довольно много. Обивают стулья натуральной кожей и другими дорогостоящими тканями, например, с цветочным орнаментом или в полоску. Стулья для обеденной зоны в стиле ампир в необычном исполнении. Мебель в стиле ампир также может быть лаконичной и функциональной.
  2. Диваны, кушетки в стиле ампир. Диван ампир и кушетки обшивают шикарными тканями: парчой, шелком, кожей. Спинки у них маленькие, а сидения широкие и длинные. Чаще всего каркас делают либо металлический (из золота, бронзы), либо из натуральной древесины. Ножки могут иметь форму животного, например, льва или орла. Диван ампир набивают либо достаточно жестко, либо совсем мягко, используются преимущественно маленькие подушки под цвет ткани. Диван в стиле ампир в гостиной успешного немецкого бизнесмена.
  3. Кресло в стиле ампир. Кресла имеют много общего со стульями в стиле ампир, такие же низкие и широкие. Ткани под кресло подбираются яркие либо с цветочным орнаментом, либо однотонные. Боковины и низ делают с золотой или бронзовой отделкой, в форме различных фигур, резных элементов. Часто такое кресло создают похожим на королевский трон, но это свойственно такому стилю, как ампир. Обычно в каждом изделии делают позолоченные элементы. Иногда кресло изготавливают вместе с пуфиком. Кресла в стиле ампир с высокими эргономичными спинками удобны и привлекательны.
  4. Шкаф в стиле ампир. Шкафы делают из дорогих пород древесины, чаще всего используют красное и черное дерево. Они занимают большое пространство в комнате, самый маленький шкаф составляет примерно 130 см в ширину. На дверях размещают зеркала либо стекла. Для украшения используют позолоченные элементы, красивые фигурные ручки дверей и ящиков. Шкаф в стиле ампир из натурального темного дерева в гостиной загородного дома в Испании.
  5. Столы в стиле ампир. Стол может иметь круглую или прямоугольную форму, также он может быть и большим, и маленьким. Для украшения используют бронзовые или позолоченные накладки, ножки имеют либо формы античных фигур, либо просто красивые изгибы. На столах часто ставят цветы, вазы. Как правило, стол в стиле ампир изготовляют из мрамора или дерева, на верхнюю часть иногда выкладывают драгоценные камни. Журнальный столик в стиле ампир с отголосками классики примечателен изысканной резьбой.
  6. Кровати в стиле ампир. Кровать в таком стиле должна быть большой и широкой. Изготавливают кровати из массива, спинка у них обычно мягкая. Над кроватью вешают шикарные балдахины, ставят каркасные рамы. У нее могут стоять широкие пуфики или диванчики. Кровать с высоким изголовьем в стиле ампир интересна золотым оформлением.
  7. Люстры в стиле ампир. Люстры и светильники делают из бронзы или латуни, покрытые золотом или серебром, а хрусталь придает комнате торжественный вид. Люстра ампир имеет достаточно большие габариты, украшается металлическим орнаментом, декоративные элементы выполняются из богемского стекла. Светильники обтягиваются изящной тканью, например, шелком. Люстра «сталинский ампир» делалась из бронзы, изготовляли такие модели многорожковыми, украшали хрусталем. Светильники имели полупрозрачный абажур. В лучших традициях стиля ампир подобрана потолочная люстра. Каждая лампа заключена в отдельный плафон из персиковой ткани.
  8. Ампир декор. Для декораций используются многочисленные колонны, вазы, цветы, античные фигуры животных, шикарные арки, старинные часы, гобелены, большое количество зеркал и многое другое.

Особенности стиля ампир в интерьере

Стиль ампир, появившийся во французской культуре, постепенно стал распространённым явлением в других странах Европы, в том числе и в России.

Немного истории

Первые десятилетия 19 века — время начала шествия этого стиля по историческим весям. Помпезный вариант оформления интерьера не зря связывают с периодом правления Наполеона. Именно это время — расцвет ампира с декором победителей в виде военной геральдики, военных лавровых венков и всего, что связано с успехом, процветанием, роскошью.

Из Франции дизайнерское направление проникло в Россию, это было связано с тем, что французское влияние в начале 19 века распространялось во всех областях жизни. Русские богатые люди пользовались услугами французов: гувернёров, архитекторов, живописцев. Одежда, речь, манеры, оформление помещений — во всём знатные вельможи ориентировались на Францию. Многие дворцовые комплексы, построенные в то время в России, несут на себе отпечаток французского ампира.

Роскошь и величие сквозят во всех элементах

Обеспеченная знать не только в столичных и крупных городах «увлекалась» ампиром, провинциальные «нувориши» тоже заказывали предметы интерьера в этом стиле, но они не были такими монументальными и роскошными как в столицах. Поэтому существует условное деление русского ампира на столичный и провинциальный.

Эпитеты, которыми можно наградить стиль ампир, — роскошный, пафосный, демонстрирующий величие, монументальный.

Характерные черты стиля

Такие черты присутствуют в помещениях стиля ампир:

  • наличие колоннад, скульптур в стиле античности, роскошных лепных элементов;

  • на стенах — множество картин и зеркал в дорогих рамках (зеркала отражают роскошь и великолепие, подчёркивая и умножая богатство обстановки);

  • потолки оформлены в духе произведений искусства — с применением резьбы, позолоты, лепнины;

  • наличие хрустальных массивных люстр с большим количеством подвесных элементов;

  • основательная мебель (чаще всего из дорогих пород дерева, мрамора, порфира) с украшениями и декорирующими элементами (львиные фигурки, римские колонны, сфинксы и др.);

  • в декоре интерьера много элементов с военной и гербовой символикой;

  • всё оформление ориентировано на центр помещения, который подчёркивают хрустальная потолочная люстра, красивый узор на полу;

  • поверхности предметов выполняют с использованием зеркальных и бронзовых материалов.

Такой дизайн ассоциируется с парадностью, помпезностью и невероятным шиком.

Народная мебель

Следуя традициям времени расцвета ампира, мастера начали создавать не только дорогую мебель для знати, но и относительно дешевые изделия. При этом сохранялись основные черты стиля. Отличие заключалось в применяемых материалах.

Недорого мебель в стиле ампир могли себе позволить приобрести представители среднего класса. Она отличалась аляповатостью, но в целом ее внешний вид соответствовал общепринятым канонам.

Чтобы придать мебели роскошь, ее активно украшали бронзовой отделкой. Для тех, кому такой декор был не по карману, мастера предлагали позолоченное папье-маше, которое имитировало натуральный металл. Этот дешевый материал также применялся для изготовления орлиных, львиных лап. Мебель также могла украшаться лебедями, грифонами, атлантами из папье-маше и позолоты. Встречались также египетские мотивы.

Какое место подготовил стиль ампир в интерьере квартиры натуральному камню?

Главным образом натуральный камень прослеживается на полах. Напольным покрытием выступает именно мрамор

А вот сталинский ампир в архитектуре особенно часто использует гранит для отделки полов в общественных зданиях (в уборных и туалетах его использовали и для облицовки стен). Для оформления фасадов используется гранит серых оттенков. Для частных домов подбирался однотонный мрамор и укладывался равномерно, имитируя каменный пол в помещениях времен Римской Империи.

Также характерны фасады из предварительно обработанного облицовочного камня. В экстерьере это гранитные венки, мраморные колонны. Римские стилевые особенности просматривались в настенных мозаиках, мраморных ваннах, раковинах и изящных столешницах. Предпочтение отдается именно мрамору, на крайний случай – породам, максимально к нему приближенным. Цветовая палитра разнообразна – от белого и черного до телесного, желтовато-золотого и изумрудно-зеленого.

История стиля

Империя – так с французского переводят название стиля. Создавая свою империю, Бонапарт стремился объединить огромные территории и разные народы под своим началом. Связующим звеном должны были стать общие культурные традиции. Однако, строгость классицизма, господствующего в европейских столицах в конце XVIII века, не подходила для этой цели.

Поэтому в первые десятилетия XIX века складывается новый стиль в архитектуре, живописи, литературе и конечно, интерьерах помещений. Над созданием ампира потрудился французский живописец, возвеличивающий на своих полотнах императора и его свиту, Жак Луи Давид. Он восхваляет боевые подвиги правителя, изображая его верхом на горячем коне. Кроме того, он изготавливает красивую лакированную мебель, украшенную дорогой мозаикой и орнаментами, и преподносит Жозефине. Такой подход был весьма щедро оценен властью. Давиду начинают делать крупные заказы, он становится известным. 

Под влиянием монументальных картин Жака Луи, развивается и архитектура. Для правителя перестраивают грандиозные дворцы, восхищающие своей красотой и помпезностью. Известными становятся имена архитекторов Пьера Фонтена и Шарля Персье, обновивших Тюильри и Лувр. По их эскизам изготавливали известные мебельные гарнитуры в стиле ампир. 

Внутреннее убранство Лувра.

Дизайн интерьера в стиле ампир проник и в Россию. Влияние французской культуры было велико в начале XIX века. Именитые особы приглашали французских гувернеров, живописцев, архитекторов. Модно было не только одеваться на французский манер, но и выражать свои мысли с помощью иностранного языка. Для возведения дворцовых комплексов и соборов в Россию приглашали Анри де Монферрана, Карла Росси. В их исполнении ампир звучал мягче и пластичнее.

Интерьер Павловского дворца.

Особенности французского ампира

Французский ампир в интерьере превозносит Наполеона, поэтому ему присущи показная парадность и величие. Истоки стиля уходят к Античному Риму с его тяготением к грандиозности и симметрии. Многие интерьеры украшают колоннами, античными скульптурами, объемной лепниной. Для отделки поверхностей используют натуральное дерево, зеркала, бронзу. Стены украшают картины и портреты в массивных рамах. Потолки выглядят как произведения искусства. Они дополнены резьбой, лепниной, золочением. Главным их украшением служат великолепные люстры с хрустальными подвесами. Мебель в ампире выглядит основательно и эффектно. На ее внешний вид оказывают влияние события военного похода в Египет и увлечение римскими традициями. Стулья с прямыми спинками украшают накладки с львиными головами, их ножки имеют форму львиных лап или римских колонн. Для изготовления мебели используют ценные породы дерева, натуральный мрамор или порфир.

Французский ампир – это стиль залов для официальных приемов и торжественных мероприятий. Он призван восхищать и очаровывать, покорять с первого взгляда. Ампир больше подходит для оформления кабинетов, парадных залов, больших столовых и гостиных комнат. Реже с его помощью оформляют спальни.

Особенности русского ампира

Мода на все французское появилась еще при императоре Павле. Однако ввозить в Россию мебель, купленную во Франции было категорически запрещено. Этот запрет сохранился и при Александре I. Однако во время его правления, в России начинают изготавливать мебель в стиле ампир. Для Александра I из Франции передают альбомы с эскизами лучших архитектурных построек, интерьеров, мебели. Мебель заказывают лучшим мастерам, которые изготавливают ее из красного дерева и карельской березы, украшают мозаикой и резьбой. Однако она получается не такой тяжеловесной и прямолинейной.

Мебель, изготовленная для столицы, более всего похожа на французский оригинал. Заказы для провинции (московских помещиков) имеют мягкие формы, они не так нарядны и официальны, отличаются более домашним внешним видом. Так «русский ампир» разделяется на два вида – столичный и провинциальный. Для дворцовых петербургских интерьеров заказывали мебель из красного дерева или палисандра с золоченными накладками, и великолепной мозаикой. Для обивки использовали шелк или бархат. Для московских интерьеров изготавливали мебель из дерева более простых пород – ясеня, ореха, липы. В качестве обивки подбирали ситец.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий