Концепция SMART: смотрим проект нового экологичного микрорайона

Что тормозит развитие

Основной тормоз развития систем умного города в России – это тот факт, что большую часть работы должны выполнять чиновники на местах, которые, как правило, не горят желанием что-то менять, а часто не имеют для этого достаточно знаний.

По сути, любая полезная инициатива в России упирается в необходимость принятия десятков нормативных актов от ведомств всех уровней, межведомственные согласования, бюджетное законодательство и различного рода тендеры.

В итоге «интеллектуальную систему управления» внедряет весьма сомнительная фирма, которая просто предложила наименьшую цену за эту работу.

Другой аспект тоже касается денег. Для полноценной реализации проекта нужны не только федеральные деньги, но и деньги регионов и частных инвесторов. У регионов обычно свои проблемы с бюджетами, а инвесторы пока не горят желанием связываться с государством.

В итоге получается, что те немногие истории, когда в России внедряется какая-нибудь технологическая новация в сфере городских технологий, это делается за деньги «богатого» региона (вроде Москвы), крупной корпорации (как в Альметьевске) или полностью частной компании.

Проблемы у проекта «Умный город» оказались связаны еще и с бюрократией. Так, для полноценного внедрения технологий в городах и регионах нужны соответствующие рекомендации – их подготовил Минстрой. Потом оказалось, что этот документ не может иметь статуса стандарта, из-за чего проект, по сути, не мог стартовать.

Создать единый стандарт для проектов «Умный город» в отдельных городах будет сложно – разные регионы имеют разные условия, поэтому строить системы по единому «шаблону» будет невозможно.

У проекта хватает и других проблем:

  • у проекта нет четких целей и задач – неясно, для чего вообще нужно внедрять все именно в таком виде. Цели поставлены по промежуточным показателям, но не в том виде, в котором они будут служить обществу;
  • состояние инфраструктуры в городах далеко от идеального. В этих условиях, прежде чем заниматься новыми проектами, следует для начала обеспечить бесперебойное водо-, тепло-, газо- и электроснабжение;
  • выделенные 13 миллиардов – хоть и большая сумма, но в масштабах тех перемен, в которых нуждаются российские города, она практически незаметна;
  • власти на местах не спешат внедрять нововведения – это слишком дорого и имеет весьма много рисков. Мэры городов предпочитают заниматься решением текущих проблем.

Поэтому в существующих условиях ждать от проекта «Умный город» серьезного технологического прорыва точно не стоит.

Удачные примеры из западной практики

Программы «умных городов» в странах запада реализуют уже пару десятилетий, и кое-где есть ощутимые результаты этого. Какого-то одного показателя, которым можно измерить «ум» города, нет, поэтому исследователи оценивают все показатели в комплексе – процент пользователей интернета, условия для бизнеса, онлайн-услуги государства, качество образования и т.д.

Затем все эти стороны оцениваются определенными баллами и составляется рейтинг. Рейтинги составляют несколько разных организаций, и лидируют в нем разные города:

  • в исследовании шведской IТ-компании Easypark самыми «умными» из городов названы Копенгаген, Сингапур и Стокгольм;
  • организация Intelligent Community Forum (ICF) считает самыми «умными» Мельбурн и Монреаль;
  • исследователи из Juniper Research посчитали таковыми Сингапур и Барселону;
  • в Forbes считают «умнейшими» Барселону и Нью-Йорк.

Больше всего наград получает Сингапур, и не зря. Провозгласившее себя в 1965 году независимым город-государство славится тем, как рационально там организовано дорожное движение.

Система включает в себя умные светофоры (режим меняется в зависимости от загруженности дорог), дорожные датчики, умные парковки (в сети можно увидеть число свободных мест).

Кроме того, в Сингапуре граждане чрезвычайно активно участвуют в жизни общества, а власти смогли обеспечить весьма простой процесс коммуникации.

Барселона известна не только сепаратистскими настроениями, но и тем, что в городе есть системы управления дорожным трафиком, умные парковки, умное освещение. В городе есть перебои с водой, поэтому построена специальная система экономного полива. Кроме того, по всему городу размещено множество датчиков, к которым может получить доступ кто угодно.

Канадский Монреаль регулярно становится лидером рейтингов «умных городов» – как национальных, так и международных. В столице провинции Квебек хорошие показатели по числу пользователей быстрого интернета, городские службы оснащены современными видами связи, для населения открыты центры для обучения информационным технологиям.

Но, что еще важнее, в Монреале очень хорошо развивается высшее образование, что является существенным критерием для «экономики знаний».

Кстати, на Западе уже смотрят дальше «умных городов». В 2010 году компания IBM анонсировала проект «Умная планета». Это уже больше, чем преобразование облика отдельного города, в компании говорят о глобальной перестройке экономики.

В России есть некоторые предпосылки для создания всего этого: очень дешевый и быстрый мобильный интернет, деньги на внедрение современных технологий и желание чиновников их потратить.

Но вот насколько эффективно они это делают?

Фудзисава

Как не упомянуть о Японии, которая сегодня является одним из лидеров по внедрению новейших технологий и разработок. Совсем недавно в этой стране был торжественно открыт умный город Фудзисава. По его улицам колесят исключительно электрические автомобили, а все дома используют только энергию Солнца.

На улицах и в переулках Фудзисавы установлено умное освещение. Фонари включаются лишь тогда, когда в зоне их действия находятся движущиеся объекты. В Японии, как известно, нередки землетрясения. Но город Фудзисава полностью готов к любым стихийным бедствиям и способен обеспечить своих жителей холодной и горячей водой как минимум на трое суток.

Предмет контракта

В соответствии с ТЗ, «Экотэр» займется разработкой концепции «Смарт квартал» на территории Москвы.

Основной целью выполнения работ по контракту является разработка с применением информационных и инновационных технологий основных мероприятий и решений по созданию информационно-коммуникационной и управляющей системы «Смарт квартал». Предполагается что такая система позволит эффективно использовать имеющиеся ресурсы для обеспечения потребностей горожан, предоставления органам власти, организациям, ответственным за управление многоквартирными домами (МКД), качественных механизмов поддержки принятия решений, предоставления государственных и муниципальных услуг и др.

Кроме того, ТЗ предполагает создание пилотной зоны в московском районе Люблино.

Пилотная зона

Территория проведения работ в рамках пилотного проекта «Смарт квартал» включает в себя дворовые территории, а также территории государственных образовательных учреждений и учреждений здравоохранения города Москвы. В частности, как писала газета Ведомости со ссылкой на слова советника руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Андрея Белозерова (ранее — заместителя руководителя ДИТ Москвы), пилотная зона охватит несколько домов и дворов в Люблино. Планируется, что по итогам тестирования в её пределах технологий городские власти будут решать, эффективно ли внедрять их в других районах Москвы или нет.

Андрей Белозеров отметил, что подобные проекты действуют в европейских городах — в Хельсинки, Барселоне, однако «в отличие от них Москва для экспериментов выбрала район со сложившейся застройкой. Так результаты тестирования будут более показательными для города в целом»

Как уточнил Андрей Белозеров, среди технологий, которые, возможно, будут тестироваться в пилотной зоне — интеллектуальный контроль за заполняемостью мусорных контейнеров и вывозом мусора, его автоматическая сортировка.

Кроме того, планируется, что в Люблино будут обкатываться системы, поддерживающие оптимальную температуру центрального отопления, освещение подъездов (автоматика будет выключать свет, когда в них никого нет), «умные» счетчики воды и электричества, передающие показания коммунальным службам, и т.д.

Цифровизация ЖКХ в России

В России есть проект «Умный город», который нацелен на поэтапное внедрение цифровых технологий в работу городских служб к 2024 году. Проект предполагает, что в городах с населением свыше 100 тысяч человек появятся: 

  • платформы для вовлечения граждан в решение вопросов городского развития;
  • интеллектуальные системы для управления жилищно-коммунальным хозяйством;
  • решения для повышения комфортности городской среды и оптимизации транспортных потоков;
  • системы общественной и экологической безопасности;
  • городские информационные системы.

В банке технологий и решений в сфере городского хозяйства представлено 349 проектов в сфере умного города. К умному ЖКХ имеют отношение 94 проекта — это и умные счетчики, передающие показания в дистанционном режиме, и системы контроля потребления ресурсов, и решения, которые оптимизируют работу аварийно-диспетчерской службы. 

Например, умные счетчики работают, как устройства со встроенными модулями для беспроводной связи (LPWAN, Wi-Fi или вшитая сим-карта NB IoT), которые передают показания поставщикам коммунальных услуг напрямую, без участия собственника помещения. Все эти решения позволят не только снизить риски, связанные с человеческим фактором, но и получить достоверные данные о том, какие проблемы и вопросы требуют пристального внимания.

Чтобы форсировать внедрение цифровых технологий в сферу ЖКХ, государство вводит новые требования, которые должны повысить прозрачность и эффективность работ по содержанию коммунального хозяйства. Весной 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №331, которое устанавливает жесткие сроки по обработке заявок аварийно-диспетчерской службой и закрепляет на законодательном уровне возможность использования цифровых систем для взаимодействия с жителями, регистрации заявок и контроля их исполнения. 

Сейчас главная проблема индустрии в том, что отдельные бизнес-процессы в сфере ЖКХ еще не до конца оцифрованы и интегрированы между собой.

Вот почему мы с командой инвестируем в развитие цифровой платформы, которая вмещает весь функционал по управлению недвижимостью — работу с заявками, сбор платежей, оформление пропусков, проведение голосований и даже заказ дополнительных услуг, таких как мытье окон и доставка кофе. 

Платформа позволяет всем участникам взаимодействовать друг с другом. Например, для жителей есть мобильное приложение, где можно коммуницировать с управляющей компанией из любого места в удобное время. А для управляющих организаций система предлагает пространство для эффективной работы: система не требует установки (это облачный сервис), а это означает, что приступить к работе можно оперативно и без привязки к месту.

Shutterstock/amesteohart

T — Установите время и сделайте цель отслеживаемой

  • Укажите срок, когда задача должна быть завершена.
  • Установите сроки, используя дни, месяцы, кварталы.

Неправильная цель: создать несколько статей для публикации в блоге сайта.

Правильная цель: подготовить пять образовательных статей, которые будут опубликованы в блоге сайта до 1 июля 2017 года.

SMART, MARTS или как-то еще?

Этот 5-уровневый процесс не ограничен конкретной последовательностью. Вы можете использовать пять шагов в любом порядке. MATRS или TRASM — это не имеет значения. Самая важная часть процесса — определить методы измерения.

Простой пример составления SMART-цели

Независимо от того, определяете ли вы цели для бизнеса или личной жизни, просто запишите их и следуйте им.

Вы можете записать цели вот в таком виде:

SMART-цель для_____________________________________________

До ____/____/____,

___________________________________________________________будет/получится,

___________________________________________________________ ,

___________________________________________________________ [кто/что, включая цифры],

___________________________________________________________ .

Что отличает умный город от обычного

В России пока об «умном городе» говорят больше как о концепции, нежели о реальном ее воплощении в жизнь. Если попытаться выделить все, о чем говорят чиновники, получится примерно такой перечень основных направлений:

  • умная энергетика. Она включает в себя умные счетчики (которые сами передают показания), электротранспорт (сейчас электробусы более актуальны, чем троллейбусы и трамваи), возобновляемая генерация (энергия ветра или солнца) и когенерация (выработка одновременно тепла и электроэнергии);
  • умный транспорт. Это умные парковки (пока дело дошло до отслеживания свободных мест), экологичные автомобили и общественный транспорт, более совершенный сбор оплаты за парковки, умные транспортные системы в целом (например, онлайн-отслеживание общественного транспорта). Как вариант, это могут быть умные остановки с Wi-Fi:
  • умное водо- и газоснабжение. Сюда входят также умные счетчики, системы контроля утечек и управления чрезвычайными ситуациями, современные методы очистки воды;
  • умная городская среда. Здесь стоит отметить системы всеобщего видеонаблюдения, автоматическое освещение, экологичную утилизацию отходов, современную медицину, управление градостроительством;
  • умный дом. Это уже дело каждого отдельного владельца жилья – он может объединить достаточно много систем в одну (например, управление освещением, температурой, электроприборами и т.д. из мобильного приложения).

Какие-то из этих систем уже активно внедряются в России (например, уже повсеместно распространяются умные счетчики и системы видеонаблюдения), где-то работа только начинается.

Например, в Москве планируют запрещать въезд в отдельные зоны транспорту с низким экологическим классом.

Но, стоит признать, что за пределами Москвы уровень внедрения технологий «умного города» оставляет желать лучшего. Нет смысла создавать современную систему управления транспортом, если город заполонили маршрутки, а современная система управления больницей не поможет покрыть огромный дефицит врачей.

При этом в разных странах мира современные городские технологии распространяются быстрее. Это могут быть такие направления:

  • единый дата-центр. Ближайший аналог – система «112», которая в России работает пока не очень успешно. Такие единые диспетчерские системы могут принимать обращения по очень широкому кругу вопросов;
  • единое городское приложение. Пока это есть, по сути, только в Москве, где через единый портал можно получить практически полный спектр государственных и муниципальных услуг;
  • умные парковки. Это может быть отслеживание свободных мест на парковках в режиме онлайн и автоматическое списание оплаты за стоянку;
  • умное освещение улиц. Есть примеры, когда освещение не только правильно подстраивается под время суток, но и помогает в сложных ситуациях (например, усиливается после дождя);
  • беспилотные автомобили. Их пока тестируют несколько крупных американских корпораций (Tesla, Uber и Google), хотя наработки есть и у «Яндекса». Автомобили на автопилоте позволят исключить человеческий фактор: снизить аварийность, ускорить движение, сделать его более экономичным;
  • открытые данные. В нескольких странах мира граждане могут получать максимально подробную информацию о расходах бюджета, кадровых назначениях, принимать участие в жизни города и страны.

В мировой практике есть ряд удачных примеров внедрения таких инноваций.

Иньчуань

Относительно небольшой китайский город Иньчуань примечателен, прежде всего, тем, что здесь нет необходимости не только в наличных деньгах, но и в банковских картах. Для того чтобы совершить покупку, достаточно поднести свое лицо к специальному сенсору. Уникальная система распознавания лиц автоматически спишет нужную сумму с вашего счета.

Помимо этого, в городе успешно действует и ряд других умных технологий. Например, все мусорные контейнеры работают от солнечных батарей и оснащены индикаторами наполнения. А вот в здании местной администрации посетителей встречают не госчиновники, а голограммы, которые способны решить многие проблемы горожан.

Что такое SMART-цели

Аббревиатура SMART впервые была использована в ноябре 1981 года в США Джорджем Т. Дораном — консультантом и бывшим управляющим процессами стратегического планирования в одной из компаний Вашингтона. Он опубликовал статью с названием «S.M.A.R.T. — способ описания управленческих целей и задач».

SMART — это аббревиатура из первых букв английских слов:

  • S = Specific (конкретная),
  • M = Measurable (измеримая),
  • A = Achievable (достижимая),
  • R = Relevant/Realistic/Results Focused (релевантная/реалистичная/ориентированная на результат),
  • T = Timely/Trackable (своевременная/отслеживаемая).

SMART-цели могут быть использованы всеми и везде, без какой-либо подготовки и специальных инструментов.

Люди используют эту технику не только в бизнесе, но и в частной жизни для решения конкретных проблем. Концепция SMART может быть использована при любых обстоятельствах. Скажем, вы хотите сэкономить 1000 долларов к августу 2017 года, писать 2–3 статьи в день для нового сайта, читать по одной книге каждый месяц, открыть два региональных представительства летом и т. д.

Итак, рассмотрим каждую букву аббревиатуры и шаблоны умных задач на конкретном примере — развитии проекта при помощи контента.

7 признаков умного города

Если говорить коротко, основной целью программы «умного города» является повышение эффективности работы всех муниципальных служб. Можно ли как-то отличить Smart City от обычного населенного пункта? Оказывается, можно. Вот семь основных признаков умного города:

  • Привлечение простых городских жителей к вопросам менеджмента.
  • Наличие интеллектуальных систем управления дорожным движением.
  • Разумный подход к уличному освещению.
  • Внедрение общегородской и доступной сети Wi-Fi.
  • Активное использование солнечных батарей.
  • Наличие системы оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях через sms-сообщения.
  • Минимальное использование наличных средств для оплаты услуг и товаров.

К основным технологиям умного города сегодня относятся беспроводные сенсорные сети, различные онлайн-платформы, датчики (например, для контроля дорожного движения, уровня загрязнения воздуха и т. д.), электронные карты и приложения.

Откуда появился «умный город»?

Словосочетание «Умный город» вот уже несколько лет не сходит с уст российских топ-чиновников. В этом направлении предлагает двигаться президент, об умных городах дискутирует премьер-министр. Что уж говорить о губернаторах и мэрах – проекты «Умный город» запускаются во многих регионах России.

Но чиновники говорят об этом слишком общими словами – обещают прорывные технологии, рассуждают о цифровизации и развитии коммуникационных технологий, потом в ход идет электронное правительство. Что это означает для рядового россиянина, кажется, пока мало кто понимает.

Вообще концепция «умного города» – это и есть общая идея объединения различных городских систем в одну единую систему с помощью информационных технологий. В реальности это означает, что, например, транспортом, школами, больницами, городскими пространствами и другими объектами будут управлять как одной системой.

Весьма тесно с «умным городом» связана идея «Интернета вещей» (от английского internet of things, IoT) – это концепция такой сети, которая объединяла бы физические объекты в жизни человека. Пример – сервис «Яндекс.Пробки», который в автоматическом режиме обрабатывает данные о загруженности улиц.

Особо важная роль отводится информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), которые должны связывать воедино элементы системы – работу городских служб, автоматические сервисы, давать связь между жителями и городскими властями.

Изначально понятие «Smart City» стали активно использовать в западной практике примерно с середины 1990-х годов. Хоть тогда интернет-технологии только развивались, было ясно – за ними будущее. Поначалу это были, скорее, рекламные проекты, которые просто популяризировали идеи создания города как многофункционального комплекса.

Но до определенного момента идеи оставались лишь идеями, а какой-то особой необходимости начинать кардинальные перемены еще не было.

Считается, что подход к концепции «умного города» поменялся с началом кризиса 2008-2009 годов. В новых условиях у муниципалитетов стало не так много денег, поэтому тратить их уже приходилось с умом. Оказалось, что нужно кардинально изменить муниципальную экономику и методы городского планирования.

В концепции «умного города» завязано несколько ключевых направлений, это:

  • оказание государственных услуг в электронной форме;
  • управление городским транспортом;
  • рациональное использование электроэнергии и воды;
  • развитие системы здравоохранения;
  • инновации в сельском хозяйстве;
  • эффективная утилизация отходов.

Эти направления развивают разные города по всему миру, в том числе Москва (и российской столице по некоторым пунктам удалось добиться успехов).

Но действительно «умным» город не сделает всеобщее проникновение интернета или автоматизация процессов

Важно накапливать так называемый креативный и социальный капитал, а здесь есть задачи и для самих жителей города

В современных концепциях «умного города» сам город обеспечивает условия и ресурсы для перемен, а достичь их можно только совместными усилиями как городских властей, так и жителей города.

Умный городской транспорт

Транспорт будущего, по убеждению известного бразильского урбаниста Жайме Лернера, будет маневренным и чрезвычайно дешевым. Он будет курсировать по поверхности и сможет легко интегрироваться в подземные линии метрополитена. Сегодня в разных странах идет активная работа над разработкой смарт-автобуса, смарт-велосипеда и смарт-такси.

Умный транспорт контролирует все, что происходит в пассажирском салоне и на дорожном полотне. При этом он способен оперативно передавать информацию о нарушениях ПДД в соответствующие органы.

Одной из важнейших составляющих любого умного города является геолокация. Она помогает отслеживать движение городского транспорта в режиме онлайн, определяя местоположение конкретного автобуса, троллейбуса или такси. Во многих городах мира уже внедрена система оптимизации движения муниципального транспорта, которая подсказывает пассажиру (через специальные информационные панели или смартфоны пользователей) оптимальный маршрут передвижения.

Перспективы и новые вызовы

В ближайшие годы наиболее востребованными будут решения для оцифровки и автоматизации работы коммунальных служб:

  • омниканальные платформы для взаимодействия жителей с самыми разными элементами городской инфраструктуры, которые позволят легко и быстро решать типовые задачи, например, обращение в городские службы или проведение голосований для местных инициатив;
  • IoT-устройства, которые будут собирать информацию о состоянии инженерных систем города, выявлять проблемы, неисправности и автоматически запускать сценарии обслуживания;
  • технологии, которые повысят защищенность информационных систем города от киберугроз.

Но и это лишь промежуточный этап, ведь на смену разрозненным технологиям придут экосистемы, которые сделают наши города по-настоящему умными, безопасными, экологичными, а главное — комфортными. Цифровизация ЖКХ — это долгий и сложный процесс, который требует серьезной административной поддержки. Запуск умных проектов дал хороший толчок к формированию технологий, которые станут той самой экосистемой.

В проекте Dig(IT)al рассказываем о технологиях, которые помогут вам заработать. Переходите на цифровую сторону бизнеса.

Куритиба

Бразильская Куритиба – это, пожалуй, самый яркий пример «умного города», если говорить исключительно о развивающихся странах. Многие проблемы современного мегаполиса здесь были разрешены еще пятьдесят лет назад. Во многом благодаря усилиям мэра города – Жайме Лернера. Он прославился на весь мир модернизацией своей родной Куритибы, преобразовав городскую среду до эталонного уровня с точки зрения планирования.

Особых успехов Лернер добился в сфере городского транспорта. Статистические данные говорят сами за себя:

  • Общественный транспорт Куритибы потребляет на 30 % меньше топлива, чем в других крупных мегаполисах.
  • Система городского автобусного транспорта работает не менее эффективно, чем легкое метро.
  • Куритиба славится одной из крупнейших пешеходных зон среди всех городов мира.
  • Около 70 % жителей Сан-Паулу хотели бы жить в Куритибе.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий